Торговая марка является средством индивидуализации ваших товаров и предоставляемых вами услуг. Ст. 492 Гражданского кодекса Украины определяет торговую марку, как любое обозначение или любую комбинацию обозначений, пригодных для отличия товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами . Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов. Но выполняет торговая марка только выделительную функцию вашего товара (услуг) из многих других? Если да, то какие именно?
Очевидно, что кроме значение торговой марки, как средства индивидуализации и выделения товаров (услуг), она носит много других, не менее значимых, качеств. Да, мы можем утверждать, что торговая марка имеет значения, как весомое имиджевое и репутационное средство. Ведущие компании мира могут менять руководство, методы управления и технологии производства, дизайн и перечень товаров (услуг). Но, согласитесь, трудно представить себе, чтобы хотя бы одна из таких компаний могла отказаться от своей торговой марки и, скажем, изменить ее кардинально. Собственно, в таком случае, мы будем иметь дело с совершенно новым продуктом.
Итак, торговая марка - это сочетание средства индивидуализации товаров (услуг) и репутации компании, которая подобные товары производит. С этой точки зрения, мы должны провести разграничение между понятиями «торговая марка» и «бренд». Ведь именно бренд - хотя и довольно неоднозначная категория, с юридической точки зрения, включает в себя все психологические и антропологические факторы выбора конкретного товара (услуги) от других. Так, с точки зрения права, торговая марка является воплощением юридически значимых действий, по индивидуализации определенного товара или услуги. Однако, согласитесь, что выбирая определенный известный товар или услугу, вы обращаете свое внимание не на торговую марку, которая включает в себя комбинацию графических и словесных элементов, а определенное отношение именно к данному товару (услуги). Это отношение, в основном, формируется с помощью рекламы и других маркетинговых мероприятий, также важную роль играют факторы распространения товаров, их желательности и престижности. Именно эти факторы и влияют на формирование положительного имиджа данного товара (услуги), хотя с точки зрения своего содержания, общеизвестные товары (услуги), могут не отличаться по своим характеристикам от малоизвестных аналогов. Именно это и выделяет «бренд» среди «товаров» и торговых марок, которые индивидуализируют. Поэтому, мы можем смело утверждать, что не каждая торговая марка является брендом. В то же время, не может существовать бренд без торговой марки. Рекламные акции, продвижение товаров и услуг, маркетинговые стратегии - все это невозможно без уже зарегистрированной торговой марки. Вы же не можете покрасить стены еще не построенного дома? Так же невозможно продвигать на рынке товары и услуги без имеющейся торговой марки.
Итак, торговая марка - это фундамент для успешного формирования мощного образа нового продукта, отправная точка для достижения всеобщего признания и формирования положительного образа компании, производящей эти продукты.
Мы уже обращались к Гражданскому кодексу Украины, вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что регулирование вопросов регистрации и использования торговых марок определяется и многочисленными нормами международного права. Стоит отметить, что право интеллектуальной собственности, составной частью которого есть и средства индивидуализации, является одной из самых унифицированных отраслей украинского законодательства. Суть заключается в том, что украинское законодательство опирается на большой пласт международных норм, которые были реализованы в результате ратификации Украиной рядом международных соглашений.
Да, мы можем выделить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20 марта 1883, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года, Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 года, Ниццское соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1967 года. Все эти международные соглашения устанавливают достаточно четкую процедуру регистрации торговых марок и предусматривают разграничение компетенции стран по защите прав на торговую марку.
По поводу регистрации торговых марок — см. следующую статью.